Постоянные читатели

понедельник, 27 мая 2013 г.

Открытка как арт-объект. Абстрактная аппликация.

Добрый день, мои дорогие! 
Так получилось, что я  некоторое время не появлялась, но - честное слово! - оно не прошло для меня даром, и даже способствовало развитию )) Сегодня я предлагаю вам воодушевиться МК, который обязательно пригодиться всем творческим натурам, не зацикливающимся на готовых вырубках (хотя я сама их тоже люблю), а также тем, у которых накопилось довольно много бумаги "надоевших" расцветок или коллекций, от одного вида которой пропадает всё вдохновение :)
Начнём?


Некрасивой или скучной бумаги не бывает – бывает неподходящая для неё техника или композиция. В настоящее время любители кардмейкинга настолько увлечены готовыми вырубками или появляющимися в изобилии формами для них, что встретить открытку по-настоящему ручной работы достаточно трудно. А ведь именно отсутствие шаблонных элементов делает творческий процесс особенно приятным, познавательным и малозатратным. Открытки для души или для особого человека не должны исчезать, но и не должны быть скучными и однообразными. И не только потому, что для многих людей кардмейкинг - это всего лишь приятное хобби или досуг. Для участия в конкурсах нестандартный подход тоже пригодится как показатель уровня креативности, развития воображения и тренированности в составлении композиции на основе понимания работ мастеров живописи и других видов искусства. И тут достаточно иметь лишь ножницы, бумагу (белую или цветную), чтобы создать что-то оригинальное, а сюжеты найдутся всегда: оригинальное изображение или его стилизация путём упрощения, абсолютно любые контурные рисунки и схемы в книгах и журналах по рукоделию и т.д. Кроме того, каждый человек способен изобразить на бумаге своё абстрактное изображение, главное – это цвет, форма фигур, их интересное расположение и подходящий фон.

Материалы и инструменты:

Основные:
Бумага с рисунком (тщательно подобранная по гамме, - лучше из одного набора) или цветной кардсток. Также можно использовать их различные обрезки подходящего размера.
Ножницы.
Клей ПВА, двусторонняя клеевая лента, объёмные клеевые подушечки.
Распечатанная или нарисованная от руки репродукция или самостоятельный рисунок.
Шариковая ручка.
Копировальная бумага.

Дополнительно (по желанию):
Макетный нож и макетный коврик
Инструмент для шлифования


1. Выберем любое понравившееся изображение, уменьшим до необходимого размера и распечатаем на принтере в прямом и отражённом (перевёрнутом по горизонтали) виде. «Зеркальное» (чёрно-белое) изображение будет для нас рабочим, а оригинальное (цветное) - служить для вдохновения и сравнения с палитрой, если вы решите использовать похожие цвета.  В основе композиции этой открытки - картина Пабло Пикассо «Женщина-цветок». Если вы выбрали репродукцию картины известного художника или упрощённый портрет с фотографии, то старайтесь обводить и вырезать элементы как можно точнее, но в некоторых случаях (пейзаж, натюрморт или иная композиция) этого совета придерживаться  не обязательно. 


2. Подберем цветную бумагу или кардсток подходящих оттенков. Если работа будет полностью по оригиналу, то хотя бы в приблизительном соответствии с палитрой художника. Сразу подготовим основу для нашей открытки. Например, для подложки этой открытки выбраны коричневые оттенки  текстурированного кардстока («глубокий коричневый» и «корица»), для  «рамки» – белая акварельная бумага с тиснением, а для самой основы – базовый коричневый кардсток с золотистым металлическим эффектом. 


3. Чтобы выделить контуры аппликации, для её основы возьмём чёрный кардсток. С помощью копировальной бумаги, шариковой ручки и рабочего «зеркального» изображения переведём полный контур всего изображения на кардсток. Детали из целого листа сначала лучше вырезать с небольшим запасом (произвольно) и только потом вырезать по контуру – это не только намного удобнее, но и сама линия  среза будет более красивой и чёткой и уже меньше нуждаться в дополнительном подравнивании.


4. Аккуратно вырежем получившуюся основу с помощью маникюрных ножниц с острыми загнутыми кончиками или макетного ножа, отступая от линии рисунка примерно на 0,5 -1 мм. Если боитесь ошибиться, то можно распечатать второе «зеркальное» изображение чуть большего размера. Например, в настройках моего принтера распечатанное изображение при соблюдении пропорций было 15 х 15 (см) и 14, 5 х 14,5 (см).


Если вы выбрали для своей работы макетный нож и являетесь правшой, то будет намного удобнее резать так, чтобы линия контура всегда была слева – это позволит получить более точный срез. Кроме того, старайтесь двигать не сам нож, а удерживая его кончик на одном месте, как бы подталкивайте под него бумагу, поворачивая и продвигая её в нужном направлении. 
Если после вырезания на фигурке остались неровности или вместо плавных - угловатые контуры, то для их устранения воспользуйтесь маникюрными ножницами или инструментом для шлифования (наждачной бумагой № 0). Есть ещё один способ: положите фигурку лицевой стороной на ровную твёрдую поверхность (например, макетный коврик), придерживая её пальцами. Затем, с помощью инструмента для тиснения с большим шариком, аккуратно пригладьте все края, а затем как бы «обведите» контуры фигурки на коврик. Этим простым приёмом вы «подтолкнёте» некоторые неровности на изнаночную сторону. Если у вас такого инструмента нет, то можно воспользоваться круглыми гладкими ручками ножниц, правда вам потребуется гораздо больше терпения. 


5. Теперь, когда у нас есть основа изображения, мы можем вырезать яркие детали, воспользовавшись самым простым способом: прикладываем на цветную бумагу или кардсток  нужную часть изображения, копируем её с помощью ручки и копировальной бумаги и вырезаем с помощью ножниц или макетного ножа. Для удобства  рядом располагаем оригинальное изображение картинки в цвете и основу для фигурки «женщины», на которую сразу же будем прикладывать все вырезанные цветные элементы. Приклеивать сразу их пока не нужно - возможно, в процессе работы некоторые цвета вам захочется заменить на другие, более подходящие. Кроме того, поскольку работа полностью ручная, может потребоваться некоторая доработка контуров деталей. Детали лучше вырезать по внутренней части обрисованного контур, т.е. чуть глубже линии.. Не забывайте, что обводить контуры нужно на обратной (изнаночной) стороне бумаги или кардстока с тиснением.


6. Поскольку самая выразительная и сложная деталь изображения «женщины-цветка» - голова, то для того, чтобы она получилась не менее выразительной, сделаем  следующее: из серого кардстока вырежем полный контур головы без «хвостика», затем из светло-серого контур вокруг лица, из сиреневого – «лицо», и из жёлтого – «хвостик». Как видите, основа чёрного цвета создаёт контрастный контур вокруг вырезанных деталей. При желании можно это использовать для выделения всех элементов. Некоторые детали лучше сделать в виде основы для другой, более маленькой детали для того, чтобы избежать стыков. Например, в этой открытке деталь головы серого цвета служит основой для «лица», а «лист» и «хвостик» имеют дополнительные детали, заменяющие прорисовку. 
Будет намного удобнее закрепить копировальную бумагу на рабочее изображение малярным или двусторонним скотчем, чтобы каждый раз не проверять её «рабочую» поверхность.


7.  После того, как все элементы картинки вырезаны, можно приступить к примерке, поправке и сборке. Если форма и срез детали нас полностью  устраивают, то приклеиваем её на основу из чёрного кардстока с помощью клея. При этом, наносить его лучше точечно или нанести сплошную линию клея подальше от края, чтобы он не просочился и не испортил кардсток. Исключение могут составить следующие детали: сиреневое лицо, «груди», маленький листочек светлого цвета или белый «цветок», которые можно закрепить на объёмные подушечки. Также можно закрепить с помощью подушечек все элементы, не забывая, что для некоторых из них понадобятся подушечки большей или меньшей высоты. Сборку лучше проводить на белом листе бумаги – так вы лучше заметите неровности контуров деталей и сможете вовремя их устранить. Если объёмные детали приклеить на чёрный кардсток и вырезать с окантовкой, то они будут не только более прочными, но и более выразительными. Окантовку между внутренними деталями делать необязательно, но если вы на это решитесь, то их придётся немного подрезать с каждой стороны (примерно на 0,5 мм).


8. Для того, чтобы изобразить лицо, линии или иные очень мелкие детали, можно их либо нарисовать тонким маркером или гелевой ручкой, либо приклеить подходящие вырубки компостерами. В этой работе был выбран последний способ – исключительно маленькие бумажные вырубки. Для приклеивания мелких деталей лучше воспользоваться деревянной зубочисткой, пинцетом и в некоторых случаях – обычной лупой.


9. Чтобы при приклеивании не испортить клеем или приглаживанием салфеткой нежную текстуру бумаги, воспользуемся простым приёмом. Наклеиваем готовую аппликацию на основу карточки, кладём её лицевой стороной на лист белой бумаги и приглаживаем с изнаночной стороны. Затем переворачиваем и проверяем, проступил ли клей на лицевой стороне и при необходимости убираем его излишки мелким инструментом (например, зубочисткой). Подождём две-три минуты для полного схватывания, а затем для выравнивания придавим «прессом» из тяжёлой книги хотя бы на 20-30 минут, накрыв лицевую сторону открытки фольгой или прозрачной плёнкой. После этого можно приклеивать объёмные украшения.


Не бойтесь ничего испортить – если что-то не получилось, то новую деталь можно вырезать всегда. Кроме того, если приклеить все детали на временный клей и оценить работу через некоторое время, то можно без помех внести в композицию любые изменения. 


10. Для второй открытки была выбрана бумага с рисунком из одной коллекции (простая и с глиттером от Trimcraft) и произвольная композиция – пикник у реки с кувшином и фруктами. Все элементы (кроме фона) закреплены на объёмные подушечки разной высоты (1 мм и 2 мм) и слегка тонированы по краю лёгким оттенком чернил на водной основе (цвет «старая бумага»). Каждая из них создавалась простым способом: сначала из бумаги одного цвета вырезается полный силуэт, а затем из бумаги другого цвета – верхняя деталь, которая приклеивается сверху основной. В верхней детали для «арбуза» были прорезаны отверстия, чтобы был виден нижний фон. Открытка украшена машинной строчкой (прямая и «зигзаг») нитками зелёного цвета в тон основы. Маленькие вырубки компостером в виде трёх тэгов закреплены на объёмной ручке «кувшина» с помощью ниток для вязания. Такую открытку уже можно дополнить ярлычком, например, с пожеланием счастья.


Чтобы состарить края бумаги, достаточно воспользоваться ластиком – краска легко стирается, создавая нужный эффект.


Творите с удовольствием!

11 комментариев:

  1. Лена, здорово! Спасибо за идеи, надо с мальчишками попробовать так мои обрезки "попристраивать":)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Мне особенно понравилось делать репродукцию Пикассо, т.к. эта простая техника помогает 100% сохранению масштаба. Кстати, когда я измерила открытку, то вместе с основой получилось 163 х 130 мм, а оригинал художника - 162 х 130 без рамы, хотя основу я делала практически "на глазок" )) Мистика! Впервые моё творение заинтересовало мужа, а у него в роду 6 художников. Сказал, что Пикассо был бы приятен такой плагиат ))

      Удалить
  2. Круто! Не перестаёшь удивлять ;)))

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Лена, вот это творческий процесс! Художника ничто не остановит!) Я просто удивляюсь твоей фантазии, усидчивости, аккуратности, креативности! Вот уж ручная работа так ручная работа!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, я очень рада, что тебе понравилось :) Правда, я после такого продуктивного вырезания ножницами получила лёгкое растяжение - видимо, от непривычки - два дня ощущала дискомфорт в области большого пальца )) Спасибо!

      Удалить
    2. Я подозревала, что вырезание - это главное в этом творческом процессе, но что это настолько кропотливо и так долго( не думала об этом! Значит, ты вдвойне художник)))

      Удалить
  4. Лена, я сюда как на праздник захожу! Всегда какой-нибудь подарок в виде творческой идеи.))) Пикассо просто лишил дара речи. А милый "Пикник у реки" захотелось немедленно повторить в той же самой последовательности. Это настоящее творчество!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, уверена, что получится очень красиво и неординарно!

      Удалить
  5. Леночка, всегда удивляюсь твоей неординарности, в отличие от меня, так как я, вот, не люблю такое все блёклое, и Пикассо не люблю, меня почему-то притягивает всё яркое, сочное, блестящее, как ту сороку, когда что-то делаю, приходится себя почти всегда сдерживать, одергивать. С большим удовольствием прочла твои ответы на вопросы в блоге у YuliaM, особенно понравился ответ на вопрос про скрап, прямо в самую суть!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! )) Пикассо - это учебник, у него самые простые фигуры в основе композиции, тут он - гений простоты :)

      Удалить